Блог

О странном технофетишизме и том, насколько он оправдан.

Все мечтают и гонятся за «полным кадром» и крутыми, как правило, светосильными, объективами. Это просто стало правилом для фотолюбителей – мечтать о полнокадровых, full frame сенсорах и объективах L-серии с вожделенным красным колечком.
Ведь что есть по существу объектив и матрица? Условно - устройства «ввода» изображения.
И вот я давно уже заметил презабавнейшую вещь: - неистово мечтая о самых крутых устройствах ввода, подавляющее большинство фотолюбителей напрочь забывает об «устройствах вывода» изображения. О том, как и на чём они будут полученное изображение потом отсматривать.
Ну хорошо, вот снял наш условный усреднённый фотолюбитель нечто на сверхкрутой объектив, за которым стоит полнокадровый сенсор (да хоть крупноформатный цифровой «задник»!). Но как и главное на чём он будет просматривать итоговое изображение?
И вот тут начинается самый цирк с конями и самой что ни на есть юмористической «мякоткой».
Поскольку в своих влажных мечтах о «сверхсветосильном», самом крутом объективе за триштукибаксов и камере с размерами сенсора FF, фотолюбитель забывает, что смотреть он всё это будет на чём?
На обычнейшем, пошлейшем бытовом мониторе, который даже теоретически не предусматривает возможности калибровки. А если уж и понесёт свои фотошедевры в печать – то печатать ему их будут, как правило, в ближайшей "забегаловке" размером отпечатков 10Х15 на бытовом струйном принтере, у которого головки 100 лет как не чищены и девочкой-оператором настроены так, что печатают с дико низким разрешением в какие-нибудь 150dpi – ведь так операционка на её компе настроена!
Любому разумному человеку понятно, что на таких устройствах вывода, различить разницу между комплектным штатным объективом и светосильной «элькой» за 100 тыщ рублей, и между кропнутой и полнокадровой матрицей сможет заметить только редкостный оптимист и человек, подсознательно себя убедивший в превосходстве одного над другим и том, что «чем дороже – тем лучше!».
Я ни в коем случае не берусь утверждать, что «китовый» объектив и кропнутая матрица лучше светосильного топового «фикса» и «полного кадра». Я берусь утверждать, что подавляющее большинство фотолюбителей, на своих супердешманских устройствах вывода изображения, разницы скорее всего не заметит!
Это просто удивительное явление и пренебрежение техникой вывода изображения! Логика горько рыдает в углу! Толпы фотолюбителей мечтают о всяких «эльках» и полнокадровых тушках. Но никто из них, как правило, не мечтает о профессиональном мониторе откалиброванном и специальном принтере для профессиональной фотопечати. Профессиональные объективы и камеры они хотят, а вот проф мониторы они не хотят. Точнее нет, они может и хотят, но если спросить рядового фотолюбителя что он выберет – полнокадровую камеру, крутой объектив или нормальный монитор с возможностью калибровки, отгадайте, что он выберет? «Что, какой-то долбаный монитор?! Но у меня уже есть монитор! Хочу суперобъектив с «влажным бокэ»!!!»
В результате имеем такой набор устройств вывода…. Что простой, что сверхдорогой объектив, что кропнутая, что полнокадровая матрица…. Один…. Не различишь.
И я не голословно это утверждаю.
Да что там фотолюбители!
Ни один из знакомых мне профессионалов, т.е. людей, фотографией зарабатывающих себе на жизнь (выборка из пары десятков человек) , не работает с калиброванным монитором. А 9 из10 таки вообще имеют обычнейшие бытовые мониторы, не поддерживающие калибровку в принципе! Но в наличии все понты: суперобъективы….. «фулл фрэйм» и всё такое….. И эти люди лезут в цветокоррекцию своих снимков. Корректируют цвета, вертя фотографии в RAW-е. На НЕОТКАЛИБРОВАННЫХ МОНИТОРАХ. А потом они удивляются претензиям заказчиков и ттому, что у кого-то "зеленит", у кого-то "синит" и т.п. По сути, лучше уж они доверились-бы дефолтночу JPEG-ковертору в своих камерах. И смысл тут супероптики? Смысл тут «полного кадра» с его «магией»? В лучшем случае – аутотренинг чистой воды! И это, повторюсь – профессионалы, кто этим живёт – ну, в смысле, зарабатывает.
Что уж говорить о фотолюбителях!
Все таращат глаза, когда слышат, что моя мечта - профессиональный монитор за 80 тысяч. На кой?! Ведь на эти деньги можно купить крутое "стекло"!!!! Или недорогую полнокадровую "тушку"!!!! И крутят пальцем у виска, глядя на меня.
Никто, повторюсь – НИКТО из фотолюбителей знакомых мне, не мечтает о профессиональном откалиброванном мониторе. Ни-кто! Но все бредят «эльками», «Цейссами» и полнокадровыми сенсорами! Разве не забавно?
При этом все знакомые профи мне честно признавались, что не отличат снимок, сделанный на «кроп» от снимка, сделанного на вожделенный «фулл-фрейм». Да что там «кроп», APS-C формата! Ни один фотограф не смог определить и отличить, фотографию, сделанную на «быдлозум» Nikon Coolpix P510!!!!


1.


Многие "профи", не говоря уж о любителях, важно и глубокомысленно цокали языком на этот снимок, рассуждая о некоей невероятно крутой оптике и дорогущей камере, на которую это сделано. Они были в шоке, когда узнавали, что это снято на "пошлый" суперзум Р510 с микроскопическим сенсором, да ещё и (о ужас!) в программном режиме "Контрастный монохром" - т.е. вся обработка снимка - внутрикамерная! Это сейчас те, кто читает этот текст, уже заведомо зная, на что это снято, будут говорить о том, что "да тут реально рисунок какой-то не такой" и что "сразу видно, что снимали на бытовую камеру". Однако те, кто не знал, на что это снято, думали совершенно иначе.
Самый прикол в том, что снимки, сделанные даже на самую крутую оптику, проецировавшую свою великолепную картинку на полнокадровый сенсор, потом всё равно публикуются в Интернете, где фотосайты и социальные сети, используя свои алгоритмы сжатия (не всегда прямые, прямо скажем), просто тупо "урезают" снимок до таких размеров, что.... Ну вы понЕли!
Тут ещё прикольнее с "плёночниками". Они снимают на плёнку в цифровой век, рассуждая высокопарно о "уникальном плёночном зерне", "Мягком и тёплом рисунке плёнки" и "чисто плёночном изображении". При этом даже если они и вправду снимают на плёнку, эта плёнка всё равно сканируется. И зачастую не продвинутыми профи фильм-сканерами. А бытовыми сканерами с насадками под плёнку, чьё разрешение..... Бгггггг.... Ну вы поняли!
Так вот желаю вам не только крутых и дорогих устройств ввода, но и не менее дорогих устройств вывода изображения! Надеюсь продолжить эти рассуждения.
Обсудить